Устройство православного храма. Притвор и центральная часть

Святитель Иоанн Златоуст называл храм жилищем Бога. В этом нет преувеличения. Господь незримо присутствует в храме на каждом богослужении, поэтому ничто не может сравниться с Божественной Литургией. Но все ли хорошо понимают глубокий символизм каждой части храма? Сегодня я расскажу вам о притворе и центральной части церкви.

Устройство православного храма традициями восходит к ветхозаветным временам, к скинии пророка Моисея – небольшой палатке для молитвы. По откровению свыше, сделаны и многие богослужебные предметы, которые мы видим в церкви: жертвенник, кадильница, семисвечник, детали облачения священнослужителей.

В храме нет ничего случайного или лишнего, каждая его часть, внешняя и внутренняя, наполнены глубинным смыслом. Крестообразное основание храма напоминает нам о добровольной жертве Христа. Купол – о Небесном Царствии, куда молитвенно устремляется каждый христианин.

Внутреннее устройство православного храма – это отражение Царства Божия в единстве трех его сфер: Божественной, небесной и земной. И каждой из них соответствует своя часть церкви: алтарь, непосредственно храм и притвор. Такое троичное деление дома молитвы наблюдалось уже в ветхозаветной скинии.

Чтобы войти в притвор, надо подняться на паперть – площадку перед входом, на которую ведут несколько ступеней. Возвышение, на котором находится паперть, обозначает место Церкви в окружающем мире, где храм – это ступень к Царству небесному. В этом смысле подаяние милости на паперти тоже символично – милосердие приближает нас к Богу.

Притвор

Притвор находится в западной части храма. Изначально он был предназначен для людей, которые еще не приняли Крещение или в чем-то провинились. Оглашенные и кающиеся показательно отделялись от единой общины прочих прихожан. Со временем эта назидательная функция притворов была утрачена, и многие древние русские храмы строились уже без них. Но позже функциональность этой части церкви привела к ее пристройкам к двухчастным храмам. Отсюда и название – притвор.

В наши дни у этой части храма серьезное богослужебное назначение. Здесь совершаются литии на великих вечернях, панихиды по усопшим. В притворе совершается очистительная молитва женщины по истечении 40 дней после родов. Здесь же находится церковный ящик, где можно купить свечи, иконы, взять просфору или заказать требы.

Часто именно в притворе устанавливается канон – четырехугольный мраморный или металлический стол для поминальных свечей и с небольшим распятием. Здесь служат панихиды по усопшим. Нередко в притворе устанавливают Голгофу – большой, в рост человека, деревянный крест с образом распятого Спасителя, укрепленный на поставке в виде каменной горки. Череп и кости на основании символически изображают останки Адама, совершившего первородный грех и возрожденного крестным подвигом Иисуса Христа.

Центральная часть храма

Сферическое строение арок, сводов и подкупольного пространства напоминает свод неба, куда направлены молитвенные обращения всех собравшихся в храме. По сокровенному смыслу православного вероучения, Солнце правды, Спаситель – та вершина, к которой стремятся все верующие. Поэтому посередине внутренней поверхности центрального купола храма издревле изображали образ Вседержителя.

В центре средней части храма постоянно находится аналой – высокая четырехгранная подставка с пологой доской для Евангелия и праздничной иконы, которой в первую очередь должны поклониться все, кто приходит в храм. Именно на аналой при совершении Таинства Исповеди возлагаются малое Евангелие и Крест, его трижды обходят жених и невеста во время Таинства Венчания.

Средняя часть храма повествует нам о небесном, ангельском мире, где пребывают и все праведники, отошедшие туда после земной жизни. Об ангелах напоминает нам и церковное пение. В древности поющих в храме выбирали из числа самых достойных, полагаясь на Волю Божию, поэтому их и называют клириками – то есть избранными по жребию. Соответственно место, где они поют, называется клиросом.

Обычно он располагается в боковых частях храма Центральная часть церкви особым образом отделена от самого священного места любого храма – алтаря. Он всегда предстоит перед нашим взором, когда мы заходим в церковь. Потому что все алтари всегда обращены к востоку. Алтарь отделяется от храма иконостасом – как правило, это монументальная стена, на которой иконы расположены в особом порядке. Перед алтарем есть возвышение, которое называется солией, которое используется в богослужении. Согласно древней традиции, на солию не могут подниматься женщины – оно открыто только для мужчин и священнослужителей.

В следующей беседе об устройстве православного храма я расскажу об особенностях и значении иконостаса и святая святых – алтаря.

Чтобы ничего не пропустить, предлагаю вам подписаться на рассылку.

Позитивный Батюшка Священник Антоний Русакевич

Сохраните себе мой номер и пишите в Telegram, WhatsApp, Viber
–> +79607070527

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)