Приглашаем на торжества 25-летия возобновления монашеской жизни в Старицком монастыре

В 2022 году Старицкая обитель отмечает 25-летие возобновления монашеской жизни. 25 лет назад произошло событие, которое придало новый смысл жизни древнему городу на берегу Волги. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

В престольный праздник обители — Успение Пресвятой Богородицы — в монастыре пройдут праздничные мероприятия. Накануне вечером, в 16.00, священноархимандрит обители митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершит в Успенском соборе обители малую вечерню с чтением акафиста Успению Божией Матери и торжественное всенощное бдение. В сам день праздника будет совершена Божественная литургия и крестный ход.


Начало Божественной литургии — в 9:00.

По сложившейся традиции в праздник Успения пройдет и праздник для будущих первоклассников. Митрополит Амвросий благословит школьников на новый учебный год.

Старицкий Свято-Успенский монастырь веками был значимым центром русской православной духовности, традиций благочестия и монашеского делания.

По одному из источников — монастырскому синодику — Успенский монастырь был основан в начале XII века, в 1110 году, пришедшими из Киево-Печерского монастыря иноками Трифоном и Никандром.

Находясь между Москвой и Тверью, этими двумя важнейшими городами средневековой Руси, обитель оказалась связанной со многими ключевыми событиями истории нашего государства. Глубоко символичен и тот факт, что монастырь, был основан иноками Трифоном и Никандром, пришедшими из Киево-Печерской лавры — колыбели русского монашества.

Ансамбль Старицкого Свято-Успенского монастыря относится к числу наиболее ярких архитектурных комплексов Тверской земли, а трое из его настоятелей — будущие патриарх Иов, архиепископ Герман и преподобный Дионисий Радонежский — засияли на небосводе русских святых.

Тяжелая участь постигла монастырь в 1293 году, когда на Северо-Восточную Русь совершили набег татары хана Дюденя, которых привел сын Александра Невского Андрей, решавший таким образом свою задачу: лишить великокняжеского престола своего брата Дмитрия.

В результате набега были убиты священноигумен Серапион и 124 монаха; тела их были брошены в Волгу. Первоначальный период существования обители завершается 1312 годом. После 1312 года и вплоть до XVI века сведения о монастыре отсутствуют.

Далее судьба монастыря связана с именем младшего сына Ивана III — Андреем. В 1519 году великий князь Василий, старший сын Ивана III, отпустил Андрея на удел в Старицу, которая досталась ему по завещанию.

Князь Андрей перенес монастырь ближе к Волге, в 30-х годах XVI века развернул в Старице каменное строительство, построил Успенский монастырь с каменными стенами.

Во второй половине XVI века комплекс Старицкого монастыря пополнился каменной трапезной с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это здание выстроил на свои средства царь Иван Васильевич Грозный. В последние годы жизни он предпочитал подолгу жить в Старице, называл Старицу «любим град». Самодержец стал покровителем Успенского монастыря. Здесь в монастыре произошло знакомство царя с будущим патриархом Иовом.

Святейший Патриарх Иов родился в Старице в посадской семье, по данным историков, в 1530 году. Первоначальное обучение грамоте и Священному Писанию он прошел в Старицком монастыре под руководством архимандрита Германа, впоследствии архиепископа Казанского. Постепенно будущий святитель стал послушником, монахом, а затем и наместником монастыря. В Старицкой обители он провел более 15 лет.

Как свидетельствует его житие, святой «отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием». Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал». С юности, удалившись от мира и став иноком, молодой монах не предполагал, какая участь уготована ему в будущем. Между тем ему предстояло стать крупнейшим церковным и политическим деятелем во времена столь разных правителей, как Иван Грозный, царь Феодор, Борис Годунов, Лжедмитрий I.

Так случилось, что на долю этого церковного иерарха, не воинственного, не властного, по традиции именовавшего себя «смиренным Иовом» и в значительной степени действительно бывшего таким, выпало не только возглавить Русскую Церковь, но и впервые в истории России преодолеть 600-летнюю зависимость от Греческой Церкви и встать в один ряд с константинопольским, александрийским, антиохийским, иерусалимским патриархами.

Продолжение читать тут

Пресс-служба Тверской епархии

Источник: tvereparhia.ru