ПОЧЕМУ ОБИДА – ЭТО ГРЕХ?
Принято считать, что грех – это когда мы кого-то обидели, но если обижаемся сами, когда для этого есть основания, то в порядке вещей. Однако для православного человека всё обстоит иначе. Св. Исаак Сирин учил: «Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».
Обида – очень тяжелое и болезненное чувство. Но хуже другое – оно противоречит Божией заповеди любить ближнего. Зачастую основанием для обиженности выступают завышенная самооценка, ожидание благодарности за оказанную помощь, клевета или неразделенные чувства.
«Я достоин не такого отношения!» – думает человек. Но какого отношения он действительно достоин, знает лишь Бог. Очень может быть, что с нами следовало бы обойтись куда более сурово по нашим грехам или злонравию.
Составляющие чувства обиды на первой стадии – возмущение, раздражение, злоба, ненависть, уязвлённое самолюбие – сопряжены с такими греховными состояниями, как гнев, осуждение обидчика и подпитывающая эти чувства своя собственная гордость.
Если состояние это продолжительно, развивается ещё один страшный грех – злопамятность, которая может породить и мстительность. А при виде благополучия обидчика у обиженного вместе со злопамятностью может появиться и зависть.
Часто отмечается и обратная связь: завидующие люди легко обижаются по любому поводу на того, кому завидуют. Кто завидлив, тот и обидлив, – говорят в народе. У некоторых людей злоба перегорает, но остается устойчивое нежелание простить обиды. Такие люди обычно говорят: «Я спокойно отношусь к этому человеку, но я не хочу иметь с ним ничего общего». Это – высшая гордыня, она – даже хуже открытой ненависти.
Потому что делает обиду – привычным состоянием души. А это – уже совокупность гордости, осуждения, злопамятности (порой переходящей в мстительность), злословия, клеветы, зависти и уныния.Как видим, получился парадоксальный результат: обида, допустим, порождена явной несправедливостью, человек не виноват – но в нём самом вызван целый комплекс греховных состояний.
Есть в Евангелии замечательные слова: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово.
Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15). Те, которые скоры на обиду, могут заявить: «Вот! сказано же: пойди и обличи». Да, сказано, но весь вопрос — как обличать. Ведь и об этом тоже сказано – в самом начале учения Христова – в Нагорной проповеди – о подставленной «другой щеке».
В основе любого отношения к человеку, и даже обличения его за неправду, должна лежать любовь, а не обида. Какой мерою меряем, такой и нам будет отмерено. Когда будете очередной раз произносить молитву «Отче наш», обратите внимание на слова: «… и остави нам долги наша, яко же и мы отпускаем должником нашим».
Они – об обиде и здоровой реакции на неё. Здоровой для души. Случайностей не бывает, всё идет согласно Промыслу, и если нам ниспослано предательство ближнего – надо его принять как духовный опыт, пусть тяжкий, но, в конечном счёте, благодатный.
Наше потрясение должно с помощью Божией не помрачить наш разум, не ожесточить сердце, а раскрыть в нём источники нашего покаяния и молитвы за обидчика.
———————-
Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич
☘Подать записки о молитве или задать вопрос:
Вк – https://vk.me/pozitivniy_batushka
Ок – https://ok.ru/group/55517828153587/messages
Инстаграм – https://www.instagram.com/pozitivniy_batushka
Фейсбук – https://www.facebook.com/pozitivniybatushka
#почемуобидагрех #гордыня #какпроститьобиду #православие #антонрусакевич #власьево #тверскаяепархия #церковь