Почему Церковь почитает мощи святых?
Преподобный Ефрем Сирин писал о почивших святых:
«И по смерти действуют, как живые, исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа». Мои дорогие, уже из этой цитаты становится понятно, что христиане поклоняются не бренным останкам тела Божиих угодников, а той благодати, которая осеняет и преображает самих святых.

Сама история алтаря восходит к раннему христианству, когда в катакомбных храмах устанавливалась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика за веру. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В останках святых мучеников с древнейших времен виделось основание Церкви, ее краеугольный камень и нерушимая преемственность. Гробница мученика за Христа символизировала Гроб Самого Спасителя. А мученики отдавали свою жизнь за веру, твердо зная, что они воскреснут, благодаря крестному подвигу Христа, и воссоединяться с Богом.
И в наши дни в антиминсе (так называется особый плат, который лежит на алтарном Престоле и на котором совершается Таинство Евхаристии) зашиты частицы честных мощей. И в этом – прямая связь Престола и алтаря земной Церкви с Церковью Небесной, с Царством Божиим, соединение земного и бренного с горним миром.
Святые люди достигали соединения с Господом ценой невероятного духовного труда, молитвенного и аскетического подвига. Они укрепляли дух, усмиряя плоть, постились, добровольно носили вериги и лишали себя сна в молитвенном бдении, мужественно претерпевали зной и холод, оскорбления и истязания язычников. Эти испытания преображали не только душу, но и ее временное вместилище – тело. В церковном Предании и житиях Божиих угодников сохранились многочисленные примеры того, как простое прикосновение святого или даже его тень исцеляли тяжелые недуги и облегчали страдания немощных. Вспомним, что и Спаситель воскрес в преображенном человеческом теле.
Поэтому и после завершения земной жизни святого, его честные мощи с благоговением почитаются христианами, а Господь являет нам через них по вере нашей Свое благословение, исцеление и помощь.
Святитель Григорий Палама еще в 4 веке писал: «…чти и гробницы святых и какие-либо останки от костей их: ибо не отступила от них благодать Божия, как и от поклоняемого тела Христова не отступало Божество во время животворящей Его смерти. Делая же это и славя прославивших Бога как явившихся через дела совершенными в любви Божией, ты вместе с ними прославлен будешь от Бога и с Давидом воспоешь: как возвышенны для меня помышления Твои, Боже! (Пс. 138:17)».