ОСНОВАНИЕ ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ. СВЯТИТЕЛЬ СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ

При первом тверском князе Ярославе Ярославиче была образована и Тверская епархия. Местные архиереи выступали опорой княжеской власти, благословляли решения и действия князей, хотя, конечно, здесь были свои исключения. Первым тверским владыкой стал Симеон, которого летописец величал «преподобным епископом» (очевидно, за его праведную, подвижническую жизнь). Симеон переехал в Тверь из Полоцка.

Его прибытие в центр молодого тогда Тверского княжества выглядело неслучайным, ибо ещё с давних времен тверские и полоцкие земли были заселены кривичами. Родство полочан и тверитян ощущалось и в XIII в.

Об обстоятельствах появления Симеона в Твери можно сказать следующее. В Полоцке был убит князь Миндовг, женатый на тверской княжне, убили и его племянника, а другие местные князья и бояре бежали кто куда. Симеон удалился в Тверь, относившуюся к его епархии. Вскоре в Твери учреждается своя епископская кафедра. В этом были заинтересованы не только Ярослав Ярославич, но и митрополит Кирилл III. Он не мог не замечать, как быстро развивалось молодое Тверское княжество.

Его возрастающее политическое могущество было подкреплено образованием епархии, в состав которой вошли, но всей видимости, все города княжества: Тверь, Ржева, Зубцов, Кашин, Кснятин, Вертязин (нынешняя Городня), Опоки, Холм…

О первом тверском епископе Симеоне известно только хорошее: и добродетелен, и в божественном писании силён, и справедлив. Был он страшен «всем неправду творящим», даже князьям. Известна повесть, которая передает разговор Симеона с князем полоцким Константином Безруким. Этот князь, желая на пиру укорить своего тиуна, спросил у епископа: «Где быть тиуну на том свете?» — «Там же, где и князю», — последовал ответ. Константину это не понравилось: ведь тиун «мзду берёт, продаёт и мучит людей» и вообще «делает всё лихое».

Симеон терпеливо разъяснял, что если князь добрый и богобоязненный, людей жалеет и правду любит, то и тиуном назначает человека с такими же свойствами характера — разумного, праведного, творящего суд по закону Божьему. А значит, как князю быть в раю, так и тиуну.

«Если же князь без страха Божия, — продолжал Симеон, — не жалеет христиан, не милует сирот, не заботится о вдовицах и поставляет тиуном… человека злого, закона Божия не знающего и суда не разумеющего, только бы доход князю доставлять, а людей не щадящего…, то и князь будет в аду, и тиун с ним… Говорю вам, парям, князьям и наместникам: утешайте скорбящих, избавляйте убогих от руки сильных!»

Назидательная речь владыки отражена в известном литератур ном памятнике Древней Руси, который так и называется: «Наставление тверского епископа Семена». Это произведение вошло в правовой сборник «Мерило праведное», являвшийся в свою очередь законодательной основой судопроизводства на Руси. Ответы Симеона полоцкому князю как нельзя лучше раскрывают тогдашнее понимание сущности верховной власти. А понималась она как данная Богом. Значит, нахождение у власти любого человека, в том числе князя, есть проявление воли вседержителя. На власть пре держащих лежит ответственность за реализацию этой воли среди людей: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Князь в соответствии с властью, дарованной ему свыше, берётся делить людей на виновных и невиновных. Это деление на княжеском суде должно совпасть с делением на праведников и грешников во время Божьего суда. Таким образом, суд князя суть преддверие Страшного суда, и, подобно Божьему суду, человеческий суд дол жен быть непременно справедливым…

При Симеоне в 1285 г. на месте сгоревшей деревянной церкви Козьмы и Дамиана был заложен соборный храм Спаса Преображения — первый каменный храм в Твери и на Руси после Батыева нашествия. По всей видимости, строили его местные мастера, ибо в летописях нет свидетельств о приглашении иногородних зодчих. Вместе с тем композиция собора и его декоративное убранство отсылают нас к образцам владимиро-суздальского зодчества. К сожалению, сегодня сколько ни ходи по Твери, его не увидишь. Спаса в городе нет более 70 лет: главную святыню и многовековой сим вол города уничтожили ещё на заре советского периода. Так что многие тверитяне, особенно те, кто помоложе, даже не слышали о соборе. Между тем в древности Спасский собор являлся символом Тверского княжества, средоточием религиозной и общественной жизни. Тверь так и называли — «домом Святого Спаса». Кстати, праздник Спаса (Преображения Господня) обитатели Твери стали особо почитать ещё до того, как был построен собор. Тому способствовало несколько событий.

Так, в 1285 г., накануне «Спасова дня», тверские войска разбили напавшее на Русь литовское войско, что, видимо, уверило тверитян в особом покровительстве Спасителя их земле.

ОКОНЧАНИЕ читайте тут:
https://missioner-tver.ru/2021/09/03/основание-тверской-епархии-епископ-с/

Источник — книга «История Тверской Земли». Святослав Михня

Тверской Дайджест