Объясняем молитвы. Псалом 26
Эту молитвенную песнь ветхозаветного пророка Давида читают в минуты опасности, болезни, нападок врагов и недоброжелателей, перед принятием сложного решения. 26-й псалом – это для каждого христианина образец глубочайшего упования на Бога.
Этот псалом был написан перед помазанием пророка Давида на царство после смерти преследующего его Саула. Но и во время гонений жизнь Давида оберегал Господь, вера в это спасала пророка от страха и даровала надежду на благое разрешение. Именно от этом говорится в первой строке:

Пс.26:1 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
(Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться?)
Пс.26:2 Внегдаприближатися на мязлобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющиимя и врази мои, тииизнемогоша и падоша.
(Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут).
Пророк Давид говорит об этом с абсолютной уверенностью, потому что за время гонения многократно убеждался в защите Господа от врагов.
Пс.26:3 Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.
(Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться).
В этой строке Давид вспоминает, как царь Саул преследовал его многочисленным войском, но каждый раз Бог спасал пророка, и теперь даже если против него одного пойдут войной, Давид всё равно будет надеяться на помощь Господа.
Пс.26:4 Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати Храм святый Его.
(Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его).
Единственное желание Давида – быть в доме Господнем, в храме Его всегда, чтобы видеть проявления красоты Духа во всем. Под храмом, вероятно, понимается скиния – походная церковь.
Пс.26:5 Яко скрымя в селении Своем в день зол моих, покрымя в тайне селения Своего, на камень вознесемя.
(Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу).
Пс.26:6 И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви.
(Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом).
В этих двух стихах Давид говорит о полной своей безопасность в доме Господа в дни бедствия, сравнивая свою недоступность врагам с вознесением на скалу. И тогда вознес бы хвалу Господу песнями и славословиями.
Пс.26:7 Услыши, Господи, глас мой, имжевоззвах, помилуй мя и услышимя.
(Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне).
Ранее Давид уже исповедовал свои безусловную веру и упование на Господа. В этой строчке он просит Бога услышать его молитву, услышать и помиловать его.
Пс.26:8 Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.
(Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи).
Это словаглубоко верующего человека, жадующего Бога и стремящегося предстоять всегда пред лицом Божиим в искренней и сосредоточенной молитве.
Пс.26:9 Не отврати лица Твоего от Мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой.
(Не отверни от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был Помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!)
Давид осознает свою греховность и молит Господа не отвернуться от него и не оставить его милостью Своею даже в случае проступка
Пс.26:10 Яко отец мой и мати моя оставистамя, Господь же восприятмя.
(Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня).
Находясь в чужих краях, далеко от родных, Давид представляет себя в положении беспомощного младенца, оставленного родителями. Чувствуя свое одиночество, Давид уповает прежде всего на принятие Господом, потому что это важнее принятия отцом и матерью.
Пс.26:11 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и наставимя на стезю правую враг моих ради.
(Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, вопреки желаниям врагов моих).
Пс.26:12 Не предаждь мене в душыстужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.
(не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою).
Одухотворенная молитва Давида достигает наивысшего духовного подъема. Он просит у Господа чистоты и праведности, потому что враги своей злобой искушают его. Но не удастся им столкнуть его со «стези правды», заставить его совершить преступление. И снова звучит проникновенная просьба к Господу не отдавать его воле врагов.
Пс.26:13 Верую видети благая Господня на земли живых
(Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых)
Благость Господа – это все дары и милости Божьи. «Земля живых» – это место где живут люди. А живут они вечно в Царствии Небесном. То есть Давид верует в то, что увидит не только земные блага, но и познает радость Царства Небесного.
Пс.26:14 Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
(Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа).
«Потерпи» здесь означает – со смирением надейся, не отчаивайся. Этот призыв пророк Давид обращает не только к себе, но и ко всем нам.
Позитивный Батюшка Священник Антоний Русакевич
Сохраните себе мой номер и пишите в Telegram, WhatsApp, Viber
–> +79607070527
Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)