Неделя о самарянке (самаряныне)

В пятый воскресный день после Пасхи мы вспоминаем событие, описанное в 4-й главе Евангелия от Иоанна, – встречу у колодца Спасителя с самарянкой, которую, по преданию, звали Фотинией.

Чтобы был понятен смысл этой истории, надо пояснить, что в то время самаряне и иудеи уже несколько веков враждовали друг с другом. Слишком отличны были верования иудеев и самарян, поселившихся на израильской земле после вавилонского плена.

Во время описываемого события Спаситель вместе с апостолами возвращался коротким путем, через земли самарян, в Галилею. У колодца Иакова они остановились отдохнуть, ученики отошли за провизией. И тут к колодцу подошла самарянка с кувшином, которым удобно было доставать воду из глубокого колодца. И Христос попросил у женщины воды, чтобы напиться.

Фотиния изумилась, она привыкла, что иудеи брезгуют даже разговаривать с самарянами. На ее недоуменный вопрос Спаситель ответил: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую…».

Но простодушная самарянка восприняла слова Иисуса Христа буквально и воскликнула: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» А Спаситель ответил: «Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Тогда Фотиния, которая считала, что Господь говорит об обычной воде, попросила дать ей эту воду, чтобы больше не ходить на колодец. Но Спаситель велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась самарянка. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Женщина, удивленная такой прозорливостью своего собеседника, признает в Спасителе пророка и просит объяснить, какая вера правильная – самарянская или иудейская. «Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме», – говорит она Иисусу. Но Спаситель поясняет, что Богу можно поклоняться в любом месте, а давний спор прекратится в недалеком будущем. «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Фотиния вспоминает о пророчествах, в которых говорится о приходе долгожданного Мессии, которого самаряне тоже ждали. И тогда Спаситель открывается ей: «Это Я, Который говорю с тобой». Потрясенная Фотиния бежит в город и рассказывает его жителям о прозорливом Путнике, Который, возможно, и есть Мессия. Все идут к колодцу, просят Спасителя задержатся у них на два дня и после многие обретают веру.

Свидетелями беседы Учителя с самарянкой стали апостолы, вернувшиеся из города с пищей и предложившие ее Христу. Но Спаситель говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34).

Этим делом, мои дорогие, стало спасение человека, каждого из нас, победа над смертью и открытые врата в Царство Небесное. Точно так же, как они открылись для уверовавшей самарянки Фотинии, принявшей мученическую смерть за веру в 66 году.

Чтобы ничего не пропустить, предлагаю вам подписаться на рассылку.

Позитивный Батюшка Священник Антоний Русакевич

В сообщения сообщества вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Сохраните себе мой номер и пишите в Telegram, WhatsApp, Viber
–> +79607070527

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)