Четвертая заповедь: «Помни день субботний…»

Эта заповедь Закона Божия звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его» (Исход, 20:8-11).

Здесь говорится о том, что хотя бы один день в неделю надо всецело посвящать Господу, сотворившему этот мир, человека, вдохнувшего в него жизнь и бессмертную душу. Для совершения ежедневных семейных, личных и служебных дел достаточно 6 дней, но в седьмой день особенно важно много молиться, совершать благие дела во имя Бога и быть в храме. Седьмой день предназначен для того, чтобы мы оторвались от материальных забот и обратились к духовным ценностям, главные из которых – это любовь к Богу и ближним.

Но 4-ая заповедь – это не только напоминание нам о служении Господу. Это еще и забота о нас. Ведь седьмой день нужен прежде всего нам, чтобы отрешиться от будничной суеты и в храме на Божественной Литургии, очистив душу и причастившись, получить благословение на праведное проживание и работу в последующие 6 дней.

Почему же в христианстве седьмым днем, посвященным Богу, стало воскресенье, а не суббота, о которой говорится в заповеди? Вспомним, что почитание субботы, которое было уже при земной жизни Иисуса Христа, в те времена вылилось не только в молитвы и изучение священных книг, но и в полное, до абсурда, ничегонеделание, которое нередко оборачивалось формальным соблюдением заповеди. Вот этот фарисейский подход в новозаветные времена ни раз обличался Спасителем. Однажды Христос спросил книжников и фарисеев: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?» (Мк. 3:4). Ответом Ему стало молчание. Все понимали, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего покоя заслонили суть этой заповеди.

Для всех христиан днем, посвященным Богу, стало воскресенье, когда Спаситель явил людям полную победу над смертью. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все «субботние» ожидания исполнились.

Тем не менее, мы чтим и субботу. Поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как это было в ветхозаветные времена, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня – субботу и воскресенье выходными. Будет ли считаться нарушением заповеди, если человек вынужден работать и в субботу, и в воскресенье? Нет, при условии, что он помнит о Боге, молится, благодарит Всевышнего за благодеяния, помогает ближним, а не занимается исключительно личными делами. Однако любую возможность нужно использовать для того, чтобы быть в храме.

Позитивный Батюшка Священник Антоний Русакевич

Сохраните себе мой номер и пишите в Telegram, WhatsApp, Viber
–> +79607070527

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)