11 МАЯ – РАДОНИЦА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

На 9-й день после Пасхи Русская Православная Церковь отмечает день особого поминовения усопших – Радоницу.

Вопреки установившейся традиции, непосредственно на Пасху посещать могилы близких и родных не принято, поминовение не совершается и в течение всей Светлой Седмицы. «Праздник праздников» – это время для радости, а не скорби.

Название дня всецерковного поминовения умерших имеет один корень со словом «радость». Ведь пасхальное ликование продолжается 40 дней и отражает нашу веру в победу Христа над смертью и в грядущее воскресение всех усопших из мертвых.

Именно в Фомину неделю вспоминается сошествие Спасителя в ад после распятия. Иисус Христос, сокрушив врата ада, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

На Руси еще и до принятия христианства существовали традиции “весенних поминок”. Радуница была одним из таких поминальных дней. Наши предки старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.

В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но многие люди до сих пор их соблюдают, не думая об их языческом значении.

С крещением Руси, языческий обряд наполнился новым – христианским – содержанием и смыслом. И мы радуемся в Радоницу грядущей встрече с нашими близкими и родными.

Православие говорит о том, что после своей смерти человек теряет очень важную особенность — он уже не может каяться. Конечно, переступив порог смерти, христианин не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках. Но это нельзя назвать покаянием — оно присуще лишь живым и предполагает не только сокрушение в грехах, но и труд над собою, внутреннюю перемену и освобождение от того негативного груза, который накопился в течение земного пути.

Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться.

Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.

Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан, что называется, для «галочки» или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит

много пользы. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва — искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом молитвы является храм Божий.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало.

И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

_____________________

Поэтому самая важная часть Радоницы – это поминальные молитвы за наших усопших.

Позитивный Батюшка ☦ Священник Антоний Русакевич

? Поделитесь с друзьями, этим вы очень помогаете проповеди православной веры!

? В сообщения сообщества и директ вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

⛪ Храм апостола Луки г. Тверь(при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)

Сохраните мой номер, чтобы не потерять.

☎ +79607070527

#особоепоминовениеуспопших #Радоница #11маяправославныйкалендарь #традицииРадоницы #позитивныйбатюшка #АнтонийРусакевич #Тверь #храмапостолаиевангелистаЛуки #тверскаяепархия